Время путешествия: 5-8 мая 2017г.

Состав: папа, мама, сын.

Транспорт: УАЗик. Велосипеды не брали.

   

 Идея Северной Осетии появилась не давно. И время под нее – майские праздники подошло как нельзя лучше. В интернете про нее написано не много, как с безопасностью, тоже не совсем понятно… Но все равно поедем. План созрел такой:

 5мая  Новороссийск –Дзинага Северная Осетия   740 км. - 11 часов (через Невинномысск, МинВоды)
 6 мая Смотрим ледник Караугом из Дзинаги. Национальный парк Алания. Дигорское ущелье. Галиат
 7 мая  Галиат-Лисри. 117 км. Цейское ущелье, ледник, канатка.
 8 мая  Лисри- Даргавс (город мертвых).

 

 

 

 

 

Северная Осетия. Ледник Караугом-Галиат. Национальный парк Алания.

Первый день уходил на переезд. Ночевать планировали в Дзинаге в УАЗике. Что там как было не понятно.

На месте оказалось - так:  не большой поселок Дзинага последний по дороге, в нем она упирается в пограничную заставу и заканчивается. Для прохода к леднику Караугом нужно взять пропуск на заставе. Он бесплатный. Необходим паспорт РФ и лично написать заявление. Можно получить пропуск на длительный срок (год), если вы планируете посетить Ирафский район (это несколько ущелий) не раз. Мы получили его по приезду на два дня. Поставили УАЗик не далеко от заставы и хотели пожарить шашлыки. Но высоту не учли, жарили долго. В темноте и с дороги шашлык вполне сошел за готовый и с полными желудками мы улеглись спать. Ночью приходили шакалы, страшно ржали…

Национальный парк Алания имеет свой сайт. В принципе понятно, что можно увидеть и как эти места посетить. Но очень подробной информации мало. У парка есть программа волонтерства. Они приглашают на помощь заинтересованных людей. В том числе фотографов, которые подробно рассказывают о существующий маршрутах. На странице одного из них я нашла подробный рассказ о маршруте на Караугом. Мне это очень помогло.

 

Северная Осетия. Ледник Караугом-Галиат.

 

Второй день начался с того, что к нам постучал дедушка Харитун, возле двора которого мы стояли и поругал нас за то, что не постучались к нему переночевать. А он в темноте не увидел и очень расстраивался по этому поводу. Предупредил, что тут ходит скотина и предложил УАЗик , на время нашего похода, поставить к нему во двор. Что мы и сделали.

Погода кстати, не смотря на угрозы Гисметео, была просто отличная. Облачность быстро рассеивалась и днем было до 25 градусов.

Мы позавтракали вчерашним шашлыком (средней прожарки) и пошли в ущелье. Ледник Караугом, мы хотели посмотреть, т.к. он спускается ниже всех на Кавказе и достигает леса. До высоты 2100 м над уровнем моря. Хотели увидеть как  речка вытекает из под ледника,  потрогать снег.

В 8-00 мы были на тропе. Тропинка маркирована, местами проходит близко к обрыву. Много мест с осыпями. Но красота неописуемая. Набор высоты не очень большой, но ощутимый для офисного планктона.

Кстати, тем, у кого есть идея пройти этот путь на велосипедах  (у нас такая была)- ничего не получится. Не велосипедная тропа.

После перехода через мост на правый берег реки, через некоторое время встречается снежный завал, который перекрывает тропу. Там мы конечно и снег потрогали и ручей вытекающий из-под снега увидели. Воды набрали. Проблем с водой в ущелье нет. Можно с собой не брать.

 С этого места ледник уже очень хорошо виден, но продолжение тропы мы не нашли и побродив некоторое время по подлеску, решили вернуться. Времени прошло до того момента достаточно и мы в принципе нагулялись. Доели шашлык и пошли обратно.

На обратном пути, почти у выхода из ущелья, мы встретились с пограничниками, которые поинтересовались нашими пропусками.

Интересно, что в таком красивейшем месте, кроме нас были еще человек 10 туристов из Москвы, которые ночевали а ущелье, в палатках и все!!!  НИКОГО!!! Порганичники  правда говорят, что летом народа много.

Вернулись к дедушке Харитуну мы уже в районе 13-00. Забрали машину, поблагодарили его и выехали в Галиат. МапсМи показывал 150 км и 4 часа. Что-то я засомневалась, как 150 км можно ехать 4 часа? Оказалось - можно.

 Я не упомянула о дорогах: При въезде в нацпарк Алания есть заправка и заканчивается асфальтированная дорога. Далее нормальная грунтовка, пройдет любой автомобиль. Много серпантинов и нормальный набор высоты. Но никакого экстрима. Просто сильно не разгонишься.

Вот два часа мы ехали от Дзинаги до выезда из нацпарка и еще пару до Галиата.  В сторону Галиата, создается ощущение, что цивилизация заканчивается. Есть не большие поселочки и шикарные горы. В Галиат мы приехали в районе 17-00.  Осмотр бесплатно.

Очень понравились развалины города и башен. Он расположен после сел Дунта и Комунта. Последнее тоже полузаброшено и очень фотогенично.

Опять же, туристов никого! Позже проехала автоколонна пробега ВОЛОК. И все.

 Жители занимаются своими делами. Мы побродили по улочкам и башням. Фантазия рисовала жизнь средневекового города. Даже, если ничего не знаешь об истории этого места, придумать можно многое. Поднялись к хорошо сохранившейся башне над Галиатом. Проверили,  как можно войти в башню. А вход делали высоко над землей и убирали приставную лестницу. Осмотрели башню изнутри. Деревянные перекрытия давно сгнили, но все было понятно. Очень понравилось селение и сыну и нам.

Хотели остаться там ночевать, но начал задувать ветер и мы отправились в наш следующий пункт -   древнее селение Лисри.

 Ночевали в Аргуне в гостинице Блоссом. Ничего не скажу, просто гостиница для командировочных. 1500 руб. за номер и 100 руб. стоянка во дворе. Кстати- с гостиницами в Дигорском ущелье и по дороге в Мамисонское ущелье  -  никак! В Аргуне есть еще мотель. И все! Нам нужно было принять душ, он есть и  в нашем УАЗике, но погода не располагала. За день проехали 120 км.

Северная Осетия. Селение Лисри- Цейский ледник.

Третий день, встали как обычно в 7 утра, выехали из гостиницы, завтракали за Аргуном с видом на горы.

Водохранилище Нижнезарамагское понравилось. Ходили к памятнику на горе. Оказался первому послу Северной Осетии в Санкт-Петербурге в 19 веке.

В Лисри (Алагирский район) прибыли в 9.20.  Вход бесплатно. В поселке еще никого не было, хотя видно, что построены новые два-три дома. Все чисто, красиво. Но людей нет вообще!!! Даже машины по дороге не встретились. По дороге в поселку с обоих сторон  несметное количество боевых и дозорных башен. Действовали они по принципу оповещения огнем. Мы их назвали СМСками.

Осмотрели руины православного храма Успения Пресвятой Богородицы, оказался действующий. Алтарь в наличии, значит, службы проводят. Рядом несколько захоронений, последнее датировано 1963 годом. Прошлись по улицам города. Раньше тут жили 9 семей и было около 120 дворов. Селение находится на высоте 2000 метров над уровнем моря. Вокруг только горы. Редкие деревца на горах. Местность суровая, но красивая. Судя по количеству башен в регионе, боевые действия в ущельях не прекращались.

Погода опять же была прекрасная. На противоположной стороне реки очень хорошо сохранилось старое кладбище аула. Интересно, что на кладбище много христианских крестов. Кладбище очень красивое. И какое-то «домашнее».

После обеда выдвинулись в Цейское ущелье. Посмотреть реку Цея, ледник, прокатиться на канатке.

Там туристы уже были. Но тоже не много. На ледник, который зарождается на горе Адай-Хох (4408м)- можно подняться на монокресельной канатке- 300 руб. с человека. Она постарее. Парнокресельной. Цену не знаю. Идут параллельно. И можно бесплатно по дороге, которая идет под канатками. На подъем пешком нужно заложить полтора часика, я думаю. Если есть такое желание, то можно и прогуляться. Но никакой особой красоты по дороге не увидите. Ущелье «слишком жилое».

Цейское ущелье уже достаточно туристическое, несколько баз отдыха и гостиниц, кафе и ресторан. Пообедав хычинами и местным супчиком с говядиной, выехали в Даргавс. Планируя заночевать по дороге в приглянувшемся месте.

Фиагдонское ущелье поразило нас количеством людей! Вот где все туристы и местные проводят выходные. По  берегу реки множество мест отдыха, беседок, кафе, ресторанов и гостиниц.

Нашли место ночевки на красивом холме, заросшем первоцветом, в 20 км от Даргавса. Первый раз увидела дикую примулу темно сиреневого и белого цвета.  Не сильный, но настойчивый дождь не дал нам развести костер.

Готовили на горелке внутри машины и легли спать еще засветло. Как же чудесно спиться в горах!!! Шакалы не приходили.

 

Северная Осетия.  Город мертвых Даргавс.

 Утро четвертого дня у нас посвящался городу мертвых Даргавсу. Очень красивые фотографии манили посетить это место. Хотя конечно склепы встречались все предыдущие дни, но по одному или три штуки. А тут такой некрополь.

 Некоторые склепы имеют двухскатную, некоторые четырехскатную крышу. Хоронили в них в несколько ярусов и накрывали умерших дощатым настилом. Некоторых даже в лодках. Пока никто не может сказать зачем.

 Комплекс работает с 10-00 до 18-00. Понедельник выходной. Сколько стоит билет – не знаю. Мы приехали в понедельник в 9-00. Но особых планов прогуливаться по некрополю у нас не было. Решили пройти по краю, некоторые склепы выходили за забор. И этого нам хватило с головой.

 В каких-то захоронения аккуратно убраны, а где-то похоже, как будто зомби только что вернулись домой. В одном склепе в окошке лежал голый череп и смотрел на нас. Это тут же завершило «экскурсию». Говорят, что во врем чумы люди сами уходили умирать в родовые склепы, а родственники носили им воду и еду…. Жуть… В общем-то красивая картинка не затмевает жуткое впечатление от места… Это действительно ГОРОД МЕРТВЫХ, а не мертвый город.

Сейчас селение Даргавс довольно большое. Там есть школа, сельсовет, почта, памятник Сталину и мемориал Неизвестному солдату, который убирали в 9 маю. Попытки купить молоки и сыра провалились. Хотя коров вокруг пасется много.

Но общего впечатления от Северной Осетии это не испортило. И мы с чувством исполненного долга поехали домой.

 

Для велосипедистов: Если продумать места ночевок, то в принципе, можно не плохо покататься. Но тогда нужно закладывать больше времени. Или что-то исключать из программы. Перепады высот довольно ощутимые. Дороги разные, выбирайте. Например, от места нашей последней ночевки до Даргавса было километров 8-12. Вполне можно было бы прокатиться.

 Бюджет мероприятия на троих 20 000 рублей.

Проехали 1870 километров.

 

 

 

 

Добавить комментарий

В тексте комментариев запрещено использование ссылок, email, телефонов, всякого рода рекламы.


Защитный код
Обновить

Все права на материал принадлежат владельцам сайта, копирование материала разрешено только с письменного разрешения.