1 мая 2018г.

Ночевать у города Гусь-Хрустальный решено было в НП «Мещера». На карте он оказался просто огромным. Но, изучая официальный сайт, информации оказалось не достаточно. Не совсем понятно было где именно расположены площадки для отдыха, что есть вокруг. Можно ли прокатиться рядом на велосипеде. Вот, например, что пишут о местах стоянок:

Представляем вашему вниманию описание основных площадок для организованного отдыха на территории парка «Мещёра».

Площадка № 1 «Рязанский тракт»
Расположена на Старинном Рязанском тракте, левый берег реки Поль.
Дорога Гусь-Хрустальный – Уршель.
Тасинское лесничество, квартал 85, выдел 13.
Координаты: Н 55°35.810', Е 040°23.225'.
Зона: рекреационная.

Находится в 16 км от города Гусь-Хрустальный, движение по асфальтированной дороге, не доезжая 200 м до моста через реку Поль, затем съезд на проселочную дорогу вправо, через 150 м поворот налево. Открытая площадка на берегу реки Поль, с видом на Свято-Троицкий храм села Эрлекс.

Оборудование: две крытые беседки, оборудованное костровище, туалет, деревянный ящик для мусора, крытый дровник, открытое место для отдыха.

Площадок более 10. Некоторые из них находятся на реконструкции. И к некоторым проезд затруднен из-за разлива рек.

Именно площадку № 1 мы и выбрали в итоге. Но, было не понятно, что находится вокруг, что можно посмотреть рядом, карты парка тоже не нашли. Пришлось переписываться по электронной почте. Отвечали быстро, всю информацию, в том числе по велодорожкам, была предоставлена. Разбираться подробнее - решили на месте.

Интересно, что когда мы по описанию приехали к повороту к нашей площадке- проезд был приветливо закрыт свежепокрашенным шлагбаумом. Но, справа был объезд, которым судя по всему и пользовались все посетители. И лесники, в том числе.

Стоянку нашли быстро и река Поль с видом на церковь поселка Эрлекс и разрушенным мостом старого Рязанского тракта нас очаровали. Река с почти черной водой и болотистой местностью, сосново-березовые леса и ночные птицы… так встречала нас Мещера.

Места очень красивые, так и ждала Бунина с ружьем и зайцем, выбирающимся из леса или Бабу Ягу на ступе. Она точно живет в этой глуши.

Расположились на песчаном холме и приступили к приготовлению ужина. Погода была теплая, но, как только садилось солнце, хотелось одеть на себя побольше одежды.  Костер отлично согревал, жарил нам сосиски и разгонял комаров. Пиво, тоже пригодилось. Завтра нас ожидал расслабленный день. Машина отдыхала, а мы изучаем парк на велосипедах.

2 мая 2018г.

Национальный парк «Мещера», просто огромный, поэтому его видно было аж из Новороссийска  :)))

Территория парка занимает 118 тыс. га. Владимирской области и одним своим краем вплотную примыкает к городу Гусь-Хрустальный, который был первым в нашем списке посещений. Переночевать и отдохнуть один день, было решено в нем. Нашли стоянку №1 на реке Поль, напротив поселка Эрлекс. Там, кстати у церкви, тоже можно было остановиться. По реке Поль и Бужа расположены несколько хорошо оборудованных стоянок. Дровник, туалет, беседки и мангальная зона есть. Одна засада, нет фотографий привязанных конкретно к стоянкам, по этому не понято, какая где.

Так же не совсем понятно было с экологическими тропами. То, что они есть, как и велосипедные (впоследствии они оказались одними и теми же), факт, но где конкретно их искать, рассказали сотрудники парка по электронной почте.

В парке есть визит-центр в Гусь-Хрустальном, в котором можно получить любую информацию и оплатить пребывание в парке. Но, мы прибывали на площадку, после 19-00 и нас проконсультировали, что приедут лесники и выпишут нам путевку на месте. За одну ночь, за машину, двоих взрослых и школьника мы заплатили 375 рублей. Более чем приятная цена. Площадки оказались просто отличными.

Как мы выяснили утром, наша стоянка не простая, а самая настоящая историческая дорога: Старинный Рязанский тракт, дорога из Рязани во Владимир. Трудность прокладки дороги была в том, что Мещерская низменность сильно заболочена и единственный вариант были гати. Именно это и спасало местный народ от особенного внимания центральных властей во времена прихода на Русь православия  и монголо-татарского ига. Тут были не проходимые болота и войска никак не могли добраться до этих мест. Гати можно было разобрать очень быстро и тогда вариантов пройти, особенно по не знакомым местам не было совсем.

Остатки одного из таких мостов и были видны возле нашей стоянки. На противоположном берегу реки Поль виднелась церковь и погост, некогда большого местного центра торговли поселка Эрлекс. Этимологию этого названия, нам не смогли объяснить даже в краеведческом музее города Гусь-Хрустальный. Скорее всего, это татарское слово. Значит отдельные разведотряды монголо-татарских конников все-таки добирались и в эти места. Надо же было провести перепись населения, для справедливого расчета подушных налогов. Дань исчислялась исходя из сословного состава населения и выплачивалась князьями русскими два раза в год весной и осенью.

Это был пожалуй первый выведанный нами факт о временах интересующих нас. Налоговую систему заложили монголо-татары. Дай им Бог, здоровья!

Утро первого мая было довольно пасмурным и холодным. Дождь пять раз заходил над нашей стоянкой, пока мы готовили завтрак, умывались и снаряжались на покатушки. Нас не остановишь. Сначала решено было прокатиться в Эрлекс и узнать, где можно набрать питьевой воды.

Так же нам требовалась вода для того, чтобы помыться. Семья уже была три дня не купаная. Местные рассказали, что вода в реке Поль самая чистая в Европе, они не только купаются в ней, но и пьют безбоязненно. Торфяные болота отлично очистили и смягчили ее. Она полезна для кожи и волос. А питьевой воды еще можно было набрать в колодце у церкви.

Тропинок и грунтовых дорог, уводящих в разные стороны ПН «Мещера» было предостаточно. Но, не по всем можно было проехать. Дожди и болотистая местность даже УАЗику составляли некоторые проблемы.

Вернувшись на стоянку бросить куртки, т.к. к обеду уже стало очень тепло, увидели указатель на экотропу, которая уходила на 2.2 километра вдоль реки Поль, обещая осмотр таких достопримечательностей как: бобров, дятлов и муравейники.

Ехать было очень удобно, не удобно было постоянно останавливаться, снимать перчатки и делать фото, а потом снова одевать перчатки и ехать дальше. Природа была просто прекрасна! Солнце пряталось за тучами, но фотографий сделали много.

Тут же оказалось, что вдоль этой тропы есть множество других стоянок, про которые мы ничего не знали, и если бы не поехали кататься на велосипеде, никогда бы и не узнали. Их было 8 или 10. Половина из них была пуста и мы решили перебраться на стоянку №8, она нам очень приглянулась. Могу ее смело посоветовать.

Но, не успели мы приготовить обед, как приехали лесники и попросили вернуться нас на нашу стоянку №1, т.к. оплачена у нас именно она, а эта уже забронирована. Пообедав, мы уехали обратно.

Пора было купаться. Для этого у нас все было с собой. Палатку мы купили в Спортмастере. Она многофункциональная. В ней можно принимать душ, можно поставить биотуалет, который у нас тоже есть. Внутрь ставим таз, заводим шланг с распылителем и принимаем душ подогретой водой.

Солнце хорошо прогрело воздух к этому времени и было очень тепло. Волосы высыхали на солнце за 15 минут. Купались в речной воде. Она была настолько мягкая, что я никак не могла смыть шампунь. Очень понравилась вода, мыли ей посуду, но пить не стали.

Тем временем, пора было готовить ужин. Сегодня был гороховый суп их наших запасов. Горелка нас выручала всегда. Вообще, в течении путешествия каждый день готовили сами, иногда кушали в кафе или столовых. Ушло 4 баллона газа (маленьких).

Кстати, прошлой ночью, когда мы спали на этом месте в первый раз, к нам приходили Кикиморы. Страшно орали на всю реку… Я всю ночь боялась.

Днем выяснилось, что на реке очень хорошо слышно эхо. И Кикиморы были далеко. Этой ночью не приходил никто. Спали спокойно.

НП «Мещера» очень понравился. Остаться там можно было бы и на гораздо более длительный срок, ведь можно было посмотреть Музей природы в п. Уршельский. До которого вполне можно было доехать на велосипеде от нашей стоянки.Побывать в краеведческом комплексе в п. Тасинский, в п. Мезиновский осмотреть «Матренин двор», да и вообще, просто отдохнуть на природе. Для нас, южных жителей, такая флора и фауна, ландшафт и погода очень не привычна. Нам очень понравилось. Могу порекомендовать. Правда, на большом кемпере - не на все площадки можно проехать. Нужно обязательно связаться с администрацией парка и это дело уточнить.