По Грузии на велосипеде

Следующий день у нас был посвящен углубленному изучению вопроса виноделия в Грузии. Где как не в Кахетии этим заниматься? При подготовке поездки, рассмотрению различных заводов и способов передвижения между ними, был  изучен опыт разных путешественников.

Если брать гида, а гид там каждый первый, то существует вероятность попасть только в проплаченные места. Ездить на дегустации за рулем самостоятельно тоже не вариант, не для того мы в Кахетию ехали. И тут я вспомнила, как мы в долине Напа по Калистоге на прокатных велосипедах катались, все вино пробовали, песни пели и получали удовольствие. Получится ли это в Алазанской долине было не известно, но попробовать стоило.  Именно из-за этой мысли велосипеды вообще попали в нашу поездку.

На деле оказалось, что идея просто отличная. Мы остановились в Кварели, а это совершенно плоская местность. Гор нет.  По городу проложены велодорожки! Улицы тенистые и широкие. Заводы расположены компактно. В центре города два:  Кинзмараули марании и Корпорация Кинзмараули и на окраине города (не далеко от нашей гостиницы) завод Гранели и тоннель винный винзавода Хареба.  Их мы и решили посетить первыми. Но проснулись мы в девять утра, а начинать в это время дегустировать вино, мне показалось, как -  то рановато. Потом мы выяснили, что все это ГЛУПЫЕ ПРЕДРАССУДКИ!!! Вино можно и нужно пить с утра по 50 грамм красного, для здоровья. Но  мы, отягощенные собственными представлениями о здоровом образе жизни, отправились с утра посмотреть на пару церквей, расположенных, также неподалеку.

Не большой подъем с утра не чувствовался и проехав мимо обменника валют, уже открытого, мы поехали к церкви как вы думаете кого? Конечно святого Георгия!

Храм оказался маленьким, калитка к нему закрыта, но как только мы начали фотографировать через забор, откуда -  то взялся мальчик, который открыл нам дверь. Храм понравился, маленький, тихий. Вокруг лежат квеври. Они вообще лежат везде. Ведь вино в Грузии делают все, свои виноградники имеют все монастыри и церкви. Церковное вино используется при службах.

Дальше по хорошей грунтовой дороге МапсМи повел нас к заводу Гранели мимо очередной церкви. Похоже это была церковь Богородицы.

Никого в ней не было, как и в предыдущей, мы прогулялись по вишневому саду, попробовали вкуснющую , уже черную вишню, пофографировали  квеври и стены храма.

А перед входом в храм стоял странный крест с опущенными вниз перекладинами. Такой мы уже видели в Грузии, но до этого нигде.

Дорога после церкви дорога уходила куда-то в поля и постепенно вывела нас к широкой, но не глубокой речке, которую мы перешли вброд разувшись.

Оказалось, что навигатор привел нас к заднему входу на завод Гранели. Очереди и других туристов вообще не наблюдалось. Экскурсия стола 20 лари с человека. У входа нас встретил мужчина и показал, куда поставить велосипеды и передал нас гиду Софии.

Молодая девушка провела нас по пустому заводу, оказалось, что сегодня суббота и завод не работает. Поэтому нас провели даже в разливочный цех, в который в рабочее время вход запрещен.

Тут мы не узнали ничего особенно нового, кроме того, что при  изготовлении вина на государственном уровне запрещено добавления сахара. Вина производятся только сухие и полусладкие.  Завод Гранели выходит на разные рынки под разными названиями Гранели и Марителли . Все зависит от маркетинговой компании. Так же завод выпускает линейки вин по заказу с этикетками заказчика. Завод по местным меркам не большой имеет всего 120 гектаров виноградников. Во время сбора урожая может докупать урожай у частных производителей. Каждый участок виноградников имеет свой паспорт сертификации, который обновляется ежегодно. Поэтому качество винограда гарантировано государством и оно же устанавливает цены на виноград, по которым частный производитель продает свой излишний урожай винзаводам. Цена зависит от урожайности года и сорта винограда.

Теперь мы переходим к самой интересной части - дегустации. А к ней предлагалось 10 видов вина, коньяк и чача. Приступим:

Первым вином был Цинандали, изготавливается из сорта ркацители+ мцване. Считается самым распространенным летним вином, легким с кислинкой. Соломенный цвет с цитрусовым ароматом. Первым, кто вывел грузинские вина на мировой рынок, был князь Чавчавадзе. После этого мир начал пить их в большом количестве. Цена бутылки 0.75 – 10 лари.

Второе - Алазанская долина – белое из сорта ркацители.  Оно природно полусладкое с цветочным ароматом. Все вина подавались охлажденные и прекрасно подходили к 11  часам утра. Урожай 2011г. Опять же без добавления сахара. За добавление сахара существует штраф в размере 240 000 долларов и конфискация бизнеса. Это закреплено в законе Грузии о виноградной лозе и виноделии от 12.06.1998г.  Полусладким вино становится из-за раннего приостановления процесса брожения и не весь сахар переходит в алкоголь. Брожение останавливается понижением температуры.  Вино называется Алазанская долина, потому что делается из сортов винограда, самых распространенных в долине:  ркацители и саперави. Бывает белым и красным. Цена бутылки 0.75 – 10 лари.

Третье и четвертое– Саперави – из сорта саперави, выдержанное в квеври. Одно 6 лет, другое 11 лет. Виноград сорта саперави единственный с красной мякотью и красной кожицей. Цвет вина, практически черный. Считается церковным, используется в причастиях на службе. Из сорта саперави изготавливают 27 сортов различных вин по разным технологиям.  Очень терпкое на вкус. Именно его грузины рекомендуют употреблять ежедневно, для нормализации давления и укрепления сердечно – сосудистой системы. ВНИМАНИЕ РЕЦЕПТ:  50 грамм утром и за руль. Это не считается преступлением. И 50 грамм вечером. И все, сердце в порядке!!! Цена бутылки 0.75 – 20  и 40 лари.

Из остатков от производства вина готовят чачу. Опять же БЕЗ ДОБАВЛЕНИЯ САХАРА!!!

Мукузани – готовят только из сорта мукузани, который собирают в деревне Мукузани. Мне показалось, что это вино пахнет Грузией. Это выдерживают в дубовых бочках, где ранее хранилось вино Саперави. Вкус довольно крепкий и терпкий. Изготавливается пополам по грузинской и европейской технологиям.  Сбор 2005г. Цена бутылки 0.75 – 30 лари.

Мукузани – изготовленное полностью по грузинской технологии, выдержанное в квеври 8 лет.  Урожай 2005г. Очень ароматное, со вкусом черной смородины. Во вкусе чувствуется земля с цветами… Цена бутылки 0.75 – 50 лари.

Далее шло вино  - Хванчкара -  изготавливается из сортов алексанроули и муджу. Во время сбора урожая закрывают зону, чтобы не ввезли виноград из других зон. Никогда виноделы не знают, какое именно вино получится на этот раз, потому что эти два сорта винограда ссорятся интригуя производителей. Вкус вина также зависит и от погоды и терруара. Предпочитаются микрозоны Кинзмараули и Мукузани. Вино глубокого красного цвета, аромат чернослива очень яркий. Чувствуется и черная смородина. Вино ОЧЕНЬ понравилось. Цена бутылки 0.75 – 25 лари.

Кинзмараули – переводится как вино побежденное кинзой. Но никакого отношения к кинзе не имеет. Виноград растет в пойме реки Дуруджи и во время одного из весенних разливов, река затопила виноградники, а после этого все заросло травой, похожей на кинзу. Если очень захотеть, конечно, можно распробовать вкус кинзы в вине.  Производят вино с советских времен . Вино понравилось меньше Хванчкары. Самый лучший урожай собирают с виноградника от 25  до 45 лет от начала посадки. Позже виноградники обновляют. Виноградник по продолжительности жизни похож на человека. У него так же прослеживается детство, взрослый период и старость. Цена бутылки 0.75 – 15 лари.

Оджалеши – сорт винограда, который не любит солнце, его сажают в садах, например, в персиковых и он крадет у них аромат.  Этим вином можно полностью вылечиться  от последствий  радиации, но приобретается алкоголизм, если не соблюдать нормы. Цена бутылки 0.75 – 30 лари.

Усахэлаури -  переводится, как вино без названия. Производится из дикого винограда. Он растет на очень ограниченной территории, на крутых склонах. Собирать приходится с особой осторожностью. Сорт винограда называется, если я правильно записала  рачаилечхуми.  Урожай можно собирать только с 8 по 14 лет, после посадки. Утверждают, что это было  любимое вино товарища Сталина и он посылал его Уинстону Черчиллю, чтобы тот попробовал и дал название вину. Но Черчилль из-за болезни не попробовал его и вино так и осталось безымянным. Во вкусе прослеживается малина и ежевика. Цена бутылки 0.75 – 70 лари.

Попутно выяснили, что виноградный сок грузины не пьют. Потому что нет силы воли. Из сока делают вино и чурчхэлу. По сути это консерва. Высококалорийный продукт, который используется в походах и на войне. Храниться может не ограниченно долгое время.

Коньяк и чачу пробовать не стали. Чтобы не портить впечатления о вине.

Купили мы вино, которое больше всего понравилось нам, мужу Усахэлаури, мне Оджалеши. В подарок получили бутылку  Хванчкары. За экскурсию денег с нас не взяли.

Вторым экскурсионным объектом был Тоннель, расположенный буквально в 100 метрах от входа на завод Гранели. Там мы встретили еще пару велотуристов. Но это были серьезные путешественники из Польши с маленьким ребенком и кучей сумок.

В Туннеле проходит не большая экскурсия, упор делается на продажу вин. В Туннеле хранят и продают свои вина многие заводы долины. Заводы Гурджаани в том числе.

Мы взяли только экскурсию без дегустации. Нас быстренько протянули по туннелю, мимо рядов бутылок. Производства там нет.

Только хранение и продажа. На выходе стоит полный ассортимент предлагаемых к дегустации вин. Цены на некоторые такие же, как на заводе Гранели, а некоторые гораздо выше. Оджалеши стоила 245 лари.

Итак, до 13-00 мы выполнили программу по погружению в виноделие. Заехали в отель, оставили покупки и решили прокатиться к озеру Кварели.  Наш любимый МапсМи повел нас опять супер объездными путями. Мы прокатились по загородным дорогам до реки Дуруджи, за мостом повернули направо и снова по грунтовым дорогам доехали почти до озера.  Там мы встретили еще двоих велотуристов. Оказалось, что можно было проехать и по самому Кварели, через реку был пешеходный мост.

Но этот путь нам навигатор не показывал.   Последний отрезок пути был довольно большой подъем и я не смогла его преодолеть по такой жаре.  А оставалось возможно и не долго. На карте позже мы видели кольцевую велодорожку вокруг озера. Постояли в теньке, отдохнули и вернулись в Кварели по мосту.

Через некоторое время выехали на велодорожку, которая вывела нас в центр города и крепости, внутри которой было футбольное поле. Рядом расположились заводы Кинзмараули марании и Корпорация Кинзмараули. В них мы уже не пошли, считая свою миссию выполненной. Пообедали в ресторане Шато Кварели и поехали отдыхать и переваривать информацию, полученную в течении дня.

Кварели нам понравился, для велотуризма там все приспособлено. Если хотите посмотреть маршруты, поезжайте в центр поселка, там есть туристическая информация. Велодорожки удобные. Банкоматы работают. Почти везде можно расплатиться картой. Наличку держали для минигостиниц и рынков. На заправках везде платили только картой. Если вы запланировали остановиться не в городе, то рядом есть много мест, где можно стать кемпингом. Например, на берегу самой Алазани. Наша гостиница стоила 60 лари на двоих без завтрака.

Вокруг поселка тоже можно много всего посмотреть, поэтому остановку в Кварели можно смело планировать на пару дней.

Мы в Контакте https://vk.com/trevel_banda

Инстаграм @khristina.mitina

Все права на материал принадлежат владельцам сайта, копирование материала разрешено только с письменного разрешения.